2020 09 29 DZM 01 250

Художественный театр в Москве открывает второй сезон премьерой по пьесе Алексея Константиновича Толстого «Смерть Иоанна Грозного».

 

Режиссер спектакля Константин Станиславский вновь обращается к принципу исторического натурализма и применяет метод живых картин.

 

Критик Юрий Беляев вспоминал: «Каждое действие в этом театре начинается живой картиной. Когда еще занавес спущен, рампа вдруг вспыхивает, затем снова гаснет и с нею гаснет все освещение в зале. Занавес распахивается, открывается темное пространство. Затем снова вспыхивает рампа, и перед зрителем живая картина».

 

На первых спектаклях Грозного играл сам Станиславский, а с 6-го представления роль перешла к Мейерхольду. Образ был для него не нов. Имелся и ключ к образу – физическая слабость и немощность царя. Мейерхольд играл Грозного стариком, подчеркивая нервность натуры. В его Грозном было мало царственности, но передавая еле заметными жестами душевные движения, актер достигал правды переживания конкретного человека.