2021 02 10 Pushkin 01 250

В этот день в 1837 году после ранения, полученного на дуэли с кавалергардом, французом Жоржем Шарлем Дантесом, умер великий русский поэт, прозаик и драматург Александр Сергеевич Пушкин.

 

У Мейерхольда с детских лет было особенное отношение к Пушкину – среди его игрушечных картонных театров, в родном пензенском доме, самым любимым был «Руслан и Людмила».

 

Мейерхольд считал драматические произведения Александра Сергеевича сценичными и всячески пытался опровергнуть миф о предназначении пушкинской драмы исключительно для чтения. Сам Мастер применял драматургию Пушкина, как тексты, предназначенные для воспитания актера, театрального режиссера и художника.

 

27 января 1917 года премьера «Каменного Гостя» Даргомыжского в Александринском театре завершает серию «императорских работ» Мастера. В этой постановке Всеволода Мейерхольда и художника Александра Головина как бы двойная стилизация: пушкинская русская Испания и уменьшенная, ограниченная порталом сцена с малым занавесом на возвышении. Живой, мятущийся герой противостоит рутинному миру.

 

Опера «Пиковая Дама», премьера которой состоялась 25 января 1935 года на сцене МАЛЕГОТа (Михайловского театра), была горячо принята публикой. В течение двух театральных сезонов спектакль был сыгран 91 раз и был запрещен в 1937 году. Режиссер поставил перед собой благородную цель: вернуть Чайковскому Пушкина, поскольку, по его мнению, либретто, написанное братом композитора, слишком слабое. Исправляя либретто, Всеволод Эмильевич, полностью перекроил партитуру, выбросив из нее все, что не соответствовало его концепции. Подробности об этой гениальной режиссерской работе, судьбах создателей спектакля, принявших со временем некий мистический оттенок, вы можете узнать на нашей экскурсии в «Доме Мейерхольда».

 

К 100-летию со дня смерти поэта Всеволод Эмильевич задумал, но так и не успел осуществить театральную постановку «Бориса Годунова». Трактовка драмы, названной Александром Сергеевичем «Комедией о царе и Гришке Отрепьеве», существенно отличалась от известной оперы с либретто, написанным Модестом Мусоргским. В основу своей постановки Мейерхольд взял пушкинский текст 1825 года, в отличие от текста 1831 года, не поврежденного цензурой. Музыка к новому спектаклю была написана Сергеем Прокофьевым. Все было подготовлено к постановке, состоялась репетиция, но начавшиеся на Мейерхольда гонения и закрытие театра в 1938 году остановило работу над спектаклем. В результате от грандиозного замысла остались лишь записи режиссера и ноты Сергея Прокофьева.