pohozhdeniya chichikova Afisha 2021 250

На сцене Театра Доктора Дапертутто 24-го февраля вновь зазвучат бессмертные монологи гоголевских «Мертвых душ» – в потрясающей инсценировке Михаила Булгакова, в литературной обработке и сценографии Наталии Кугель.

 

Мистическое произведение Гоголя относят к разным литературным жанрам. Называют романом, лирической повестью, эпосом, по определению автора – «длинной вещью» и, наконец, поэмой. Возможно, сама идея была навеяна трилогией Данте, но трилогии «Мертвых душ» так и не суждено появиться на свет. Булгаков, с юности любивший это произведение и знавший его досконально, видел его как фантасмагорию, передающую тонкий мистицизм Гоголя.

 

В мае 1842 года выходят в свет «Похождения Чичикова, или Мертвые души, поэма Н.В. Гоголя». В конце ноября 1932 года на сцене МХАТ им. М.Горького состоялась премьера спектакля по инсценировке М.А. Булгакова, правда, с корректурой цензоров. Все же спектакль имел успех у зрителя, и был в репертуаре театра 50 лет.

 

В постановке нашего театра при помощи Первого, сочиненного Булгаковым персонажа, связывающего сквозное действие, сохраняется и подчеркивается эпическая значимость поэмы Гоголя. В пьесе хрестоматийные гоголевские персонажи доведены до гротеска. Это позволяет превратить их в маски итальянской народной commedia dell’arte.

 

Поэма, написанная почти 180 лет назад, не теряет своей актуальности сегодня. Завязшие в будничной рутине обыватели, напыщенные, ограниченные, самолюбивые чиновники, упивающиеся властью, дуреющие от вседозволенности – их устраивает болото, им не к чему стремиться. Этим «мертвым душам» не нужно движение, не нужна «птица-тройка». Самым живым из всех «мертвых» оказывается Чичиков. Он герой вовсе не положительный, но хотя бы куда-то движется, к чему-то стремится. И теплится надежда – а может все-таки оживет, по-настоящему?

 

Эту книгу нужно читать и перечитывать, а спектакль смотреть и пересматривать, всякий раз обретая в знакомом сюжете что-то совершенно новое. В этом и заключена магия двух великих писателей: их персонажи, воплощенные на сцене, живут собственной жизнью.