Меню Закрыть

МЕЙЕРХОЛЬД В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Петр Кончаловский. Портрет Всеволода Мейерхольда, 1938 год.
Холст, масло. 211×233 см

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) — русский и советский живописец. Академик АХ СССР, народный художник РСФСР.

В период массовых репрессий, незадолго до ареста и гибели Всеволода Мейерхольда, Петр Кончаловский создал портрет этого выдающегося театрального деятеля. Для режиссера-реформатора Всеволода Эмильевича Мейерхольда 1938 год начался драматически: 7 января Комитет по делам искусств принял постановление о ликвидации Государственного театра имени Мейерхольда (ГОСТИМ).

Портрет стал последним прижизненным живописным изображением Всеволода Мейерхольда.

На картине художника режиссер изображен в расслабленной позе в полулежачем положении. Левой рукой он опирается на поверхность софы, которая стоит в его кабинете в московской квартире. У собаки, что рядом с ним, очень печальный взгляд. Животное старается прикрыть хозяина своими лапами, но понятно, что пес не сможет уберечь хозяина.

Чтобы подчеркнуть конфликт личности с окружающей действительностью, создавая портрет режиссера, Кончаловский использовал сложное композиционное решение. На первый взгляд кажется, что на холсте изображен мечтатель, чьи грезы воплощаются в цветные узоры, покрывающие целиком стену и софу до пола. Но, приглядевшись внимательнее, угадывается болезненная апатия модели, отстраненность от окружающего мира. Именно через сопоставление яркого ковра, густо покрытого орнаментом, и монохромно решенной фигуры режиссера, которая иллюзорно оказывается зажатой и запутанной в причудливых изгибах узоров, Кончаловский раскрывает образ.

Картина хранится в собрании полотен Третьяковской галереи.