Сегодня Мейерхольд означает не только конкретную творческую личность, духовную суть, но и является символом свободной культуры мира.
Поэтому в различных странах шел поиск материалов, связанных как с биографией, так и творческим наследием Мастера, осмысливалось место Мейерхольда в мировой исторической культуре.
Позже всех изучением жизни и творчества Мейерхольда занялась Россия, это, в первую очередь, было связано с существующим тогда политическим режимом, при котором замалчивалась любая информация о Мейерхольде. После 1956 года запрет был официально снят, но фактически существовал до начала 80-х годов. Но, несмотря на цензуру, в 1968 году выходит 2-х томное издание «Мейерхольд. Статьи. Письма. Речи. Беседы». Искусство. М., под редакцией А.Февральского, тиражом — 30.000. А в 1978 году — сборник «Творческое наследие Мейерхольда». ВТО, М., тираж 10.000.
Мейерхольд родился в Пензе 28 января (10 февраля) 1874 года, был крещен Карлом-Казимиром-Теодором по обряду евангелическо-лютеранской церкви. Сам Мейерхольд утверждает, что его отец «к этому времени имел громадный водочный завод и был очень богат, владея чуть ли ни целым кварталом домов…» Мать Мейерхольда была большой любительницей музыки, и в дом часто приходили известные пианисты, скрипачи, виолончелисты, и все дети в семье учились музыке. Его дед со стороны отца, помещик-лесопромышленник, был родом из Нижней Силезии (Гроссглогау) и женат на француженке, девице Доротее Рур. Предки со стороны матери были родом из Германии, но лет двести тому назад обосновались в русских остзейских провинциях.
Корни семьи Мейергольд очень «дописывают» картину его личности. Это и то, что он был немцем по крови и до совершеннолетия носил немецкое имя, а затем по своей воле крестился в православие и стал подданным России. И то, что будущий великий режиссер владел несколькими языками, был практически профессиональным скрипачом и пианистом, чему был обязан своей матери, жене провинциального купца, и многие другие, казалось бы, пустячные подробности, но благодаря которым многое в его последующей жизни становится понятным.
Ученик Станиславского, Мейерхольд боготворил Блока, любил Скрябина, общался с Вячеславом Ивановым, сотрудничал с Маяковским, покровительствовал молодому Шостаковичу и строил планы совместной работы с Пикассо. Его московский дом был местом встреч многих великих деятелей культуры: Прокофьева и Коненкова, Нейгауза и Пастернака, Головина и Ремизова, многих других. Эпоха выдвинула Мейерхольда в вожди левого искусства, так как “правое” было нивелировано тоталитарной Системой до степени отсутствия “черт лица”.
Мейерхольд – Мастер, названный так при жизни своими учениками, имена которых – цвет российского театра: Игорь Ильинский, Мария Бабанова, Лев Свердлин, Евгений Самойлов, Эраст Гарин, Михаил Царев, Сергей Мартинсон, Валентин Плучек, многие другие мастера сцены. А Дмитрий Шостакович, великий композитор, в годы гонений нашедший пристанище в театре Мейерхольда, именно ему посвятит трагическую тему своей знаменитой седьмой симфонии.
Главный режиссер трех императорских театров в Санкт-Петербурге, один из пяти первых Народных артистов Республики, основатель театральной школы (ГВЫРМ, впоследствии ГИТИС), руководитель ГосТИМа – театра, спектакли которого вошли в золотой фонд отечественной культуры, Мейерхольд в 1939 году был репрессирован, как «враг народа». В ночь со 2 на 3 февраля 1940 он был расстрелян в Бутырской тюрьме и похоронен в общей могиле на территории Донского монастыря в Москве.