Меню Закрыть

Мейерхольд в изобразительном искусстве: портрет работы Бориса Григорьева

Борис Григорьев. Портрет В.Э. Мейерхольда, 1916 год.
Размер — 247 x 168 см. Холст, масло.

Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) — знаменитый русский художник первой половины ХХ века, яркий представитель авангардизма, один из величайших портретистов.

Искусство Б.Д. Григорьева сложилось в переплетении многих увлечений — от мирискуснического ретроспективизма и неоклассицизма до экспрессионизма и кубизма. Портрет В.Э. Мейерхольда — одно из характерных произведений художника. Всеволод Эмильевич изображен во фраке, цилиндре, белых перчатках. Его поза странно изломана. На левой руке маска. В маске часто выступал сам Мейерхольд и актеры его театра. За фигурой режиссера — двойник, юноша в восточном костюме. Выражение лица юноши такое же сосредоточенное, напряженное, как у Мейерхольда. Экспрессия заложена не только в движениях актеров. Она создается контрастами черного, белого, розового, динамичностью ритмов и композиции. Портрет был отмечен в печати как значительное произведение эпохи, в котором символически «отразились гримасы современного духа…».

Художника Бориса Григорьева и режиссера Всеволода Мейерхольда сближало многое: и тяготение к гротеску, и особый изысканный — чисто петербургский — артистизм, и кажущееся на первый взгляд парадоксальным сочетание крайнего новаторства с опорой на традиции классического искусства, с высокой исполнительской культурой. В известном смысле портрет явился результатом творческого содружества двух талантливейших мастеров искусства начала XX века. Григорьеву удалось выявить здесь одну из самых «петербургских» тем — тему «двойника», что было сразу замечено современниками: «Мейерхольд во фраке и он же за первым в восточном костюме, — писал Константин Сомов. — Интересно и красиво…».

Портрет Всеволода Мейерхольда, который во время написания портрета был главным режиссером Императорских театров, — самое известное произведение Бориса Григорьева. Живописца и режиссера объединяли общие поиски нового языка выразительности в живописи и театре: тяготение к гротеску, экспериментаторству, артистизм. Знавших режиссера поражало, как резко и ярко передал художник «саму сущность интересной фигуры нашего театрального модерниста». Современники считали это произведение двойным портретом Мейерхольда: фигура в сценическом костюме охотника — воплощение творческого замысла режиссера и актера.

Местонахождение портрета — Русский музей, г. Санкт-Петербург. Картина поступила в музей в 1920 году из собрания А.А. Коровина.