Меню Закрыть

ТКАНЬ АВАНГАРДА: к 130-летию Варвары Степановой

До революции мануфактура товарищества «Эмиль Циндель» выпускала ценные ткани: на Всемирной выставке в Париже они получили высшую награду. После революции предприятие — теперь Первая ситценабивная фабрика Москвы — заработало только в 1922 году. Но тут же встала проблема: ткани выпускали со старыми принтами. Руководители фабрики обратились к современным художникам. На призыв в газете «Правда» откликнулись Любовь Попова и Варвара Степанова. Меньше чем за год художницы создали несколько сотен орнаментов.

В основе узоров были геометрические фигуры: Варвара Степанова считала, что они лучше всего соответствуют духу времени. Художница обыгрывала и тему научного прогресса, создавая узоры из рисунков молекул и кристаллов. Степанову почти не ограничивали в работе. Единственным условием фабрики было использовать не больше двух-трех цветов в одном рисунке, это удешевляло производство.

Ткани с принтами пользовались большой популярностью. Их охотно раскупали, особенно в восточных республиках, где любили яркие рисунки. Ситценабивная фабрика впервые достигла дореволюционного объема производства. В 1925 году эскизы текстиля представили на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, а в 1929-м работы Степановой признали лучшими на выставке «Бытовой советский текстиль».

На 1 фото — Варвара Степанова за работой, 1924 год. Фотограф — Александр Родченко.

На 2-6 фото — рисунки для ткани. Художник — В.Ф. Степанова.

На 7 фото — Варвара Степанова в платье из ткани по ее рисунку, 1924 год. Фотограф — Александр Родченко.

На 8 фото — Лиля Брик в платке с принтом Варвары Степановой, 1924 год. Фотограф — Александр Родченко.