Меню Закрыть

Выдающиеся люди о Мейерхольде: Борис Равенских

Борис Иванович Равенских (1914 — 1980) — советский театральный режиссер и педагог.

Главный режиссер Московского Драматического театра имени А. С. Пушкина (1960—1970) и Малого театра (1970—1976), лауреат Сталинской премии третьей степени (1951), Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) и Государственной премии СССР (1972); народный артист СССР (1968).

В начале 1930-х годов Борис Равенских поступил в Техникум сценических искусств на актерский факультет, но спустя два года получил рекомендацию на режиссерский факультет, где занимался в мастерской ленинградских учеников и сподвижников Всеволода Мейерхольда — Николая Петрова и Владимира Соловьева, которую окончил в 1935 году.

В 1934 году, за полгода до выпуска, сам Мейерхольд после просмотра студенческих работ сказал, указывая на Равенских: «Этого паренька я возьму с собой». В том же году Борис Иванович уже ставил с Мейерхольдом «Пиковую даму» в Малом оперном театре в качестве ассистента режиссера, а в 1935 году был зачислен в труппу Государственного театра имени Вс. Мейерхольда, где служил вплоть до его закрытия в январе 1938 года.

Как ученик Мейерхольда в своих постановках утверждал главенствующее положение музыки в драматическом спектакле.

В своей статье «У истоков революционного искусства», написанной к 100-летию со дня рождения В.Э. Мейерхольда, Борис Равенских отмечал:

«Мейерхольд изобрел очень богатые театральные идеи, реализацию которых и сегодня можно встретить на подмостках всего мира.

Он был убежден, что воспеть красоту и величие эпохи можно только новыми, невиданными словами, поэтому в бескомпромиссной полемике с театральной рутиной во всех ее проявлениях он нередко «перегибал палку». Мейерхольду было свойственно рьяно отрицать сделанное им же самим вчера, а назавтра решительно отменять то, к чему так мучительно приходил сегодня.

Неистребимая жажда познать время, быть ему необходимым и постоянное, беспокойное недовольство собой — вот, наверное, определяющие качества моего первого театрального учителя, замечательного режиссера Всеволода Мейерхольда».