Праздник был создан по инициативе Дмитрия Шостаковича: композитор отправил в ООН письмо, в котором предложил создать подобное торжество. Он считал, что День музыки поможет объединить представителей разных культур. Шостакович был убежден, что именно День музыки способен сплотить людей, проложить мостики взаимопонимания и дружбы.
В 1973 году Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО официально учредил праздник. Отмечать его начали спустя два года. В России Международный день музыки официально начали праздновать в 1996 году, когда исполнилось 90 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича.
В 1928 году Д.Д. Шостакович познакомился с Всеволодом Мейерхольдом и некоторое время работал в его театре пианистом и заведующим музыкальной частью. А в 1929 году Шостакович, по просьбе Мейерхольда, написал музыку к пьесе В. Маяковского «Клоп».
Спустя годы Дмитрий Дмитриевич вспоминал о том, чему его научил Мастер сцены:
«Когда я жил у Мейерхольда на Новинском бульваре, он иногда делился со мной своими идеями. Я много раз сидел на его репетициях и видел многие из его спектаклей. Помнится, это были «Смерть Тарелкина», «Учитель Бубус», «Трест Д. Е.», «Лес», «Мандат», «Командарм 2», «Ревизор», «Последний решительный», «Тридцать три обморока», «Баня» и «Дама с камелиями». Я видел мейерхольдовскую постановку «Пиковой дамы» Чайковского в Малом оперном театре, видел возобновление «Маскарада», писал музыку к «Клопу», отвечал за музыку для спектакля «Горе уму» и, надо полагать, кое-чему у Мейерхольда научился.
Некоторые из его идей пустили тогда во мне корни и впоследствии оказались важными и полезными. Например, такая: в каждой работе надо стремиться к чему-то новому, так, чтобы каждая новая работа ошеломляла. В каждой работе надо ставить перед собой новую техническую задачу. Мейерхольд следовал этому своему правилу с маниакальным упорством. Сегодня такое правило может показаться банальностью, но в те дни, в те времена, оно было для меня важнейшим открытием. Нас никогда не учили ничему подобному. В Консерватории было так: «Ах, вы сочиняете? Так и быть, продолжайте, если вам так хочется. Но, конечно, следуя определенным правилам. И ничего сверх того».
А из этого вытекает второе правило, второй урок Мейерхольда. К каждому новому сочинению надо готовиться. Просмотреть огромное количество музыки, поискать: возможно, что-то подобное уже есть в классике. Тогда надо попытаться сделать это лучше, или, по крайней мере, по-своему.
В тот период все эти соображения мне очень помогли. Я быстро забыл свой страх, что никогда не стану композитором. Я начал продумывать каждое сочинение, у меня появилось больше уверенности в том, что я пишу, и сбить меня с пути стало гораздо труднее.
И еще одно мейерхольдовское правило помогло мне сохранять спокойствие перед лицом критики. Это — третий урок Мейерхольда, и он будет полезен любому, а не только мне. Мейерхольд не раз говорил, что если постановка нравится всем, то можно считать ее полным провалом. Если же, наоборот, все в один голос критикуют твою работу, то, может быть, в ней есть что-то стоящее. А настоящий успех приходит, когда люди спорят о твоей работе, когда одна половина публики — в экстазе, а другая — готова тебя разорвать».
Дмитрий Шостакович — автор знаменитой Ленинградской Симфонии №7. Она была написана композитором в годы Великой Отечественной войны, когда его родной город Ленинград оказался в блокаде, и выразила то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу.