Эраст Павлович Гарин (настоящая фамилия – Герасимов, 1902-1980) – советский актёр, режиссёр театра и кино, сценарист.
Родился 10 ноября 1902 года в Рязани в семье лесничего Павла Эрастовича Герасимова. Мать – Мария Михайловна, в девичестве Гарина (её фамилию актёр впоследствии взял в качестве сценического псевдонима), передала сыну по наследству то, что Гарин называл «творческой выходкой».
Окончив гимназию в 1919 году, ушёл добровольцем в Красную армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани, где участвовал в комедии Я.Княжнина «Сбитеньщик». Там же взял сценический псевдоним «Гарин». С этим театром попал в Москву, где был замечен Всеволодом Мейерхольдом, давшим ему совет – учиться. В 1921 году поступил в руководимые Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские, которые окончил в 1926 году.
В 1922-1936 годах – актёр Государственного театра имени Мейерхольда. Сам Мастер ценил его аналитический ум, прислушивался к его мнению. Гарин стал одним из любимых учеников и актёров Вс.Мейерхольда.
Первую большую работу актёр получает в 1924 году в спектакле «Д.Е.» («Даёшь Европу»). В этой иронично-политической постановке он играет сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность.
Уже наметились черты будущего «гаринского стиля» – неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика, жесты. Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли. Эраст Гарин сразу выдвинулся в ряд ведущих актёров Вс.Мейерхольда.
Славу и признание принесла Гарину роль Гулячкина в спектакле «Мандат» 1925 года. Критики отмечали хамелеонство Гулячкина. При всей его «мелкотравности» образ приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры. Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина.
Хамелеонство с «ноткой холодноватой, зловещей надменности» отмечалось и в роли Хлестакова в «Ревизоре» 1926 года. Гаринский Хлестаков стал самым молодым в истории российской сцены.
Его Чацкий в «Горе уму» 1928 года по пьесе А.Грибоедова был не похож на других, сыгранных до него Чацких. Гарин оказался не просто актёром комедийным, эксцентричным, актёром-простаком, каким его видели до Чацкого. Он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Мейерхольда в спектакле.
Первые роли в Театре имени Вс.Мейерхольда оказали большое влияние на всю последующую творческую судьбу актёра и предопределили его склонность к жанру сатиры, близкой к эксцентрике и буффонаде.
В 1936 году, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, Эраст Гарин переходит от Мейерхольда в Ленинградский Театр комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н.П. Акимова). Здесь он работает актёром и режиссёром до 1949 года, ставит несколько спектаклей.
Однако дружбы и творческих связей со своим учителем не прерывает. В 1939 году Всеволод Мейерхольд был арестован. Свой последний вечер он провёл с Эрастом Гариным и его женой Хесей Локшиной, обсуждая их дебют – киноленту «Женитьба» 1937 года.
С 1946 года Гарин работает также актёром и режиссёром в актёрской студии при «Мосфильме» (Театр-студия киноактёра). В последние годы жизни поставил там спектакль «Горе от ума» А.Грибоедова, повторив постановку Вс.Мейерхольда.
Много работал на радио, осуществил ряд радиопостановок, положив начало жанру монодраматического звукового спектакля. Озвучивал персонажей в мультипликации.
Народный артист СССР (1977), лауреат Сталинской премии II степени (1941).