Меню Закрыть

125 лет со дня рождения Сергея эйзенштейна

22 января исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Михайловича Эйзенштейна, советского режиссёра театра и кино, художника, сценариста, теоретика искусства и педагога.

Сергей Михайлович – профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1946), автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

Сергей Эйзенштейн родился в Риге 22 января 1898 года в состоятельной семье городского архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна.

По совету отца Эйзенштейн поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Там его застала революция. Весной 1917 года Сергея Эйзенштейна призвали на военную службу и зачислили в школу прапорщиков инженерных войск, в марте 1918 года он вступил в ряды Красной армии. На службе Эйзенштейн прошел путь от телефониста до помощника младшего прораба, был техником-строителем, сапером. Он участвовал в самодеятельности – работал художником-декоратором, актером и режиссером.

После демобилизации устроился художником-декоратором в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта. Тогда, как и многие, Эйзенштейн увлёкся идеей разрушения старого искусства и «революционизирования» театра.

В 1921 году Эйзенштейн поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские (ГВЫРМ), возглавляемые Всеволодом Мейерхольдом, но продолжал работать в Пролеткульте. В 1923 году классическую комедию Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» он превратил в так называемый «монтаж аттракционов». Это понятие было придумано самим Эйзенштейном и разъяснено в его одноимённой статье, опубликованной в журнале «ЛЕФ». Аттракционом называется всё, что способно предать зрителя сильному «чувственному воздействию». А «монтаж» в данном случае – это сочленения различных элементов-«аттракционов», выбранных произвольно, но подчинённых развитию темы произведения. В «Мудреце» от оригинала остались лишь имена автора и героев, всё остальное было превращено в монтаж аттракционов: сцена стала цирковым манежем: над головами зрителей был натянут трос, на котором танцевали актёры. Среди тех аттракционов был и снятый заранее небольшой киноролик под названием «Дневник Глумова» – первый кинематографический опыт Эйзенштейна.

Мировой успех Сергею Эйзенштейну принес его легендарный фильм «Броненосец Потемкин», снятый в 1925 году. Картину не раз признавали лучшим фильмом по итогам опросов зрителей, кинорежиссеров и критиков.

Через два года Эйзенштейн снял «Октябрь» – первый художественный фильмом, в котором появился образ Ленина. Эйзенштейн реализовал свою концепцию новой режиссуры: кино без главных героев и выраженного драматургического сюжета, созданное режиссером за монтажным столом.

В 1928 году Эйзенштейн исполнил свою давнюю мечту – отправился за границу. Он читал лекции в университетах Лондона, Амстердама, Брюсселя и Гамбурга, выступал в эфире берлинского радио.

После возвращения в Советский Союз в 1932 году Сергей Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью – его назначили заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии. Эйзенштейн составлял программу по теории и практике режиссуры, писал статьи. В 1935 году Эйзенштейн получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1938 году после выхода фильма «Александр Невский» Эйзенштейну присудили орден Ленина и степень доктора искусствоведения.

В годы войны Эйзенштейн работал над своей последней картиной «Иван Грозный». Первая часть фильма вышла в 1945 году – режиссера удостоили Сталинской премии. Доснять вторую часть Эйзенштейн не успел.

Сергей Эйзенштейн ушел из жизни в 1948 году – режиссер умер от сердечного приступа.

Однажды журналист и писатель Александр Гладков спросил Всеволода Мейерхольда, кого он считает своими настоящими учениками. Мейерхольд ответил без секунды раздумия:
– Зинаиду Райх!
И добавил:
– И Эйзенштейна…
– И это все, Всеволод Эмильевич?
– А что вам, мало? Один Эйзенштейн – целая академия!