Меню Закрыть

140 лет со дня рождения Евгения Вахтангова

Евгений Багратионович Вахтангов (1883-1922) – русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог, основатель и руководитель Третьей студии МХТ.

Родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе. Происходил из зажиточной патриархальной семьи, его отец владел табачной фабрикой.

Во время учебы в гимназии Вахтангов увлекался танцами, игрой на мандолине, печатал статьи и рассказы в гимназической газете «Нус». С 1901 года участвовал в любительских драмкружках в качестве актёра и постановщика спектаклей.

В 1903 году по окончании гимназии отец направил его для поступления в Рижский политехнический институт. Вахтангов тут же устроился актёром в местный драмкружок и в итоге провалил вступительные экзамены. После этого уехал в Москву и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Затем перевёлся на юридический факультет. Параллельно с учёбой продолжал играть в самодеятельности, в том числе в популярном у московской интеллигенции Михайловском драмкружке. Периодически ездил во Владикавказ, где ставил спектакли.

В 1909 году Вахтангов решил окончательно связать свою жизнь с театром и поступил в московскую театральную школу Александра Адашева. Весной 1911 года был принят в труппу МХТ. Как актёр был занят мало, взяв на себя обязанности проводника идей и разработки «системы» К.С. Станиславского.

В 1913 году вместе с группой студентов основал и возглавил Студенческую студию, позже преобразованную в Третью студию МХТ. В 1917 году театр публично заявил о себе как Московская драматическая студия Вахтангова.

С необычайной активностью развернулась после революции режиссёрская и преподавательская деятельность Вахтангова. В 1919 году он возглавил Режиссёрскую секцию при Театральном отделе Наркомпроса. Тема античеловечности буржуазно-мещанского общества нашла воплощение в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (1921), поставленных в его Студии.

На одном из спектаклей «Чуда святого Антония» произошла первая встреча Вахтангова с Всеволодом Мейерхольдом. В беседе, состоявшейся после спектакля, Мейерхольд поделился с Вахтанговым своими впечатлениями: чеканная форма, скульптурная выразительность и точность мизансцен, жестикуляция актеров, особенно «игра руками», наконец, исполнение отдельных ролей, – все получило должную оценку в суждениях, высказанных Всеволодом Эмильевичем.

Высокая оценка, данная Мейерхольдом этому спектаклю, глубоко обрадовала Евгения Багратионовича, а те общего характера мысли, которые режиссер высказывал попутно, укрепляли Вахтангова в дальнейших его планах, давали ему прочную уверенность в твердости той позиции, на которой он стоял.

Насколько высоко ценил Вахтангов мнение Мейерхольда о своей работе, можно судить из следующей записи в его дневнике:

«Думаю о Мейерхольде. Какой гениальный режиссер. Каждая его постановка – это новый театр. Каждая его постановка могла бы дать целое направление».

Однако, несмотря на такое отношение к Мейерхольду, несмотря на энергичное признание его гения, – Вахтангов в своем собственном творчестве сохраняет полную внутреннюю свободу. Стремление Евгения Багратионовича к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» нашло воплощение в его последней постановке «Принцесса Турандот» (1922), пронизанной духом светлого жизнеутверждения. Она была воспринята Станиславским, Немировичем-Данченко, Мейерхольдом и другими театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.

Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были идеи неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единства художника и народа, острое чувство современности, определяющее неповторимую сценическую форму.

С середины 1910-х годов Вахтангов страдал от болей в желудке. В дальнейшем болезнь обострилась, и в 1922 году он уже не поднимался с постели. Евгения Багратионовича не стало 29 мая 1922 года.

Зная, что скоро умрет, Вахтангов завещал своим ученикам в трудные минуты обращаться за советом к Мейерхольду. И Мейерхольд всегда был желанным гостем в молодой Третьей студии и впоследствии в Театре имени Евгения Вахтангова.