29 августа 1862 года в городе Генте, в Бельгии, родился Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк – драматург, эссеист и поэт.
Семья будущего лауреата Нобелевской премии по литературе (1911) была зажиточной, поэтому наследнику было дано хорошее образование: иезуитский колледж, а затем Гентский университет. Однако, невзирая на то, что его отец был нотариусом, а мать происходила из семьи юристов, Морис Метерлинк семейной традиции не продолжил. В 1885 году, получив право заниматься юриспруденцией, он печатает свое первое стихотворение.
Переезд Мориса Метерлинка в 1896 году в Париж сближает автора с символистами, оказавшими глубокое влияние на творчество драматурга. Идеализм и символизм, свойственные ранним произведениям автора, приобретают новые оттенки: главная тема его творчества – смысл человеческой жизни и неотвратимость смерти. Персонажи Метерлинка находятся в постоянном поиске счастья и любви, протестуя, по мере своих слабых сил против всевластия рока.
Возможно, именно лёгкая поэтическая грусть, намёки и недосказанность в драматургии Метерлинка привлекали Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
В мае 1905 года Станиславский приглашает Мейерхольда в созданную им Студию на Поварской для постановки пьесы «Смерть Тентажиля». Мейерхольд представил действо пьесы как некую мистерию, гармонию звуков и движения, красоту и трагизм любви и смерти. На сцене нет места социальным конфликтам, пластика сдержана и исполнена эпического спокойствия. Декорации, выдержанные в зелёно-голубой гамме, показывают конкретные места, но художники С.Судейкин и Н.Сапунов придают им поэтическую загадочность. Мистичности добавляет музыка И.Саца. Основной принцип спектакля – переживание формы, а не переживание чувств. Мейерхольд сформулировал: «Мистический трепет сильнее темперамента старого театра».
Зрителю так и не пришлось увидеть этот спектакль – Студия на Поварской была закрыта.
Постановку следующей пьесы Метерлинка «Сестра Беатриса» Мейерхольд осуществляет в 1906 году в театре Веры Комиссаржевской. Это лирическая история, в основе которой лежит бельгийская легенда о судьбе монахини Беатрисы. Любовь к принцу заставляет ее, нарушив обеты, покинуть монастырь. На её место, приняв облик монахини, приходит Мадонна. Реальный мир, в который попадает жаждущая любви и добра Беатриса, жесток и греховен. Разочарованная и страдающая героиня возвращается в монастырь для того, чтобы умереть.
Постановка взволновала Петербург, успех был оглушительный. Она пленяла зрителя ритмом пластики и ритмом диалога. Роль главной героини – колоссальное актёрское достижение Веры Комиссаржевской. Она слилась с общим музыкальным замыслом пьесы, раскрывая зрителю вечно женственную красоту души Беатрисы.
В 1908 году Станиславский в МХТ вновь возвращается к творчеству Метерлинка. Новая пьеса «Синяяя птица» – светла, как мечты ребенка, присутствующие в них нотки меланхолии прозрачны и чисты. Нет безысходности и неотвратимости рока ранних пьес Метерлинка. Лучи света и надежды пронизывают все произведение.
В этот раз Станиславский сумел поставить чудесную сказку, не подтягивая никакой социальной подоплеки и не гоняясь за натурализмом образов и действия. И вот уже более ста лет «Синяя птица», птица счастья Метерлинка, парит над нами, предлагая новым режиссёрам попробовать свои силы и увлекая зрителя в недосягаемые выси вслед за мечтой.
Нобелевская премия была присуждена Морису Метерлинку «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». Ему также предложили стать членом Французской академии, но писатель-патриот отклонил это предложение, поскольку ради него должен был отказаться от бельгийского гражданства.
Во время первой мировой войны Метерлинк попытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но ему отказано из-за возраста.
В последние годы жизни Метерлинк писал больше статей чем пьес. С 1927 по 1942 год вышло 12 томов его сочинений, наиболее интересным из которых является «Жизнь термитов». Это иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма, превращающих людей в термитов – хорошо организованных, но тупых существ.
B 1939 году, когда нацистская Германия угрожала Европе, Метерлинк переехал в Португалию, а затем вместе с супругой перебирается в США. В Ниццу драматург возвращается лишь в 1947 году, а в мае 1949 году умирает.
Метерлинк считается одним из родоначальников театра абсурда, его произведения оказали особое влияние на пьесы Сэмюэла Беккета.
«Метерлинк ни к чему не призывает и не выносит никому приговоров. Его искусство никогда не превращается в пропаганду, ибо оно апеллирует к фундаментальным ценностям, которые находятся вне политики и психиатрии».