Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк – бельгийский писатель, драматург и философ – родился 29 августа 1862 года в Бельгии, в семье богатого нотариуса. Семья была франкоговорящей, поэтому Метерлинк создал большую часть своих произведений на французском языке.
Метерлинк стал популярен благодаря своим ранним пьесам, написанным между 1889 и 1894 годами. Герои этих пьес имеют ограниченное понимание своей природы и мира, в котором они живут.
Как сторонник идей Шопенгауэра, Метерлинк считал, что человек бессилен против судьбы, что актеров можно легко заменить куклами-марионетками. И даже написал такие пьесы, как «Там внутри» (1894) и «Смерть Тентажиля» (1894) для кукольного театра.
Таким образом, была сформулированная идея «статической драмы», в соответствии с которой задачей автора было создать что-то, что не выражало бы эмоций, но вместо них – внешние причины человеческого поведения.
Свою идею статической драмы автор изложил в эссе «Сокровище смиренных» (1896). Соответственно с идеей автора, актеры должны были разговаривать и двигаться подобно куклам, показывая этим влияние внешних сил и судьбы.
Большую известность Морису Метерлинку принесла философская пьеса-притча «Синяя птица» (1908), посвященная вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия – Синей птицы. Произведения Метерлинка отражают попытки души достичь понимания и любви.
Всеволод Мейерхольд в период увлечения символизмом не раз обращался к творчеству Мориса Метерлинка.
Впервые это произошло в студии на Поварской в 1905 году, где Мейерхольд вместе со Станиславским работает над постановкой пьесы «Смерть Тентажиля».
Мейерхольд предлагает совершенно новое озвучивание текста. У Метерлинка особый язык. Все фразы кончаются многоточием. Нет ни точек, ни вопросительного, ни восклицательного знаков. Многоточие заставляет фразу повиснуть в воздухе. Мейерхольд говорил, что в этой пьесе нельзя окрашивать фразу. Не должно быть никакой модуляции, выразительности. Слова должны падать, как капли в глубокий колодец. Это трудно. Труппа не привыкла к такому формальному существованию. А тут еще и музыка Ильи Сац была написана не для инструмента, а для мужских голосов – вокализы.
Мейерхольд добивается того, что пьеса зазвучит замечательно. Станиславский напишет, что «Смерть Тентажиля» – это фурор. Но потом случится беда. Художники, не знакомые с театральной спецификой, распишут декорации и подсветят их так, чтоб все краски играли, потому они погрузят сцену во мрак, а Станиславский этого не перенесет и заставит зажечь свет. Но главное, что эти барельефные мизансцены, так прекрасно читавшиеся на белом заднике, потеряются на пестро-цветном. Станиславский откажется от постановки пьесы и студия на Поварской будет закрыта.
Через год, во время работы в театре Веры Комиссаржевской, Мейерхольд вновь обратится к пьесам Метерлинка – «Сестра Беатриса», «Пелеас и Мелисанда», «Чудо святого Антония».
Дата премьеры «Сестры Беатрисы» – 22 ноября 1906 года – важная дата и в биографии Всеволода Мейерхольда и вообще в истории русского театра. Это был первый настоящий успех Мейерхольда как режиссера. И это был первый успех условного театра у зрителей. Мейерхольду удалось, наконец, осуществить то, к чему стремился он так долго. Спектакль «Сестра Беатриса» был законченным произведением сценического искусства, причем, осуществленным вполне в стиле условного театра.
Мистическая пьеса Метерлинка была им поставлена в стиле и формах старинной религиозной живописи эпохи раннего Возрождения. Дошедшие до нас фотографии мизансцен спектакля, действительно походят на снимки с картин религиозного содержания работы старинных итальянских мастеров. И освещение, и позы, и выражение лиц, и складки одежды – превосходны. На всем лежит печать тонкого вкуса, законченности и художественной убедительности. И дошедшие до нас отзывы лиц, видевших этот спектакль, и высказывания прессы тех лет – все говорит о подлинной творческой победе.
В 1911 году Морис Метерлинк был удостоен Нобелевской премии по литературе «в знак признательности за его многогранную литературную деятельность и особенно за его драматические произведения, которые отличаются богатством воображения и поэтической фантазией, раскрывают, иногда под видом сказки, глубокое вдохновение, в то время как таинственным образом они апеллируют к собственным чувствам читателей и стимулируют их воображение».
На фото – сцена из спектакля «Сестра Беатриса», реж. Вс.Мейерхольд, Театр В.Ф. Комиссаржевской, 1906.