Ровно 90 лет назад, 25 января 1935 года, на сцене Малого Ленинградского Государственного оперного театра (ныне — Михайловский театр) состоялась премьера «Пиковой дамы» в постановке Всеволода Мейерхольда.
Еще в конце 1933 года Вс. Мейерхольд принял предложение дирекции театра поставить «Пиковую даму» и вскоре приступил к репетициям с присущим ему огненным темпераментом, увлекая за собой весь коллектив театра во главе с дирижером С.А. Самосудом.
Основным смысловым посылом постановки была «пушкинизация» (термин самого В.Э. Мейерхольда) оперы. Эпиграфом к постановочному плану служили первые фразы доклада Мейерхольда, прочитанного им в московском Клубе мастеров искусств 17 ноября 1934 года:
«Где дыхание Пушкина в «Пиковой даме» Чайковского? В сценарии этой оперы? В тексте либретто Модеста Чайковского? Где?
Насытить атмосферу чудесной музыки Чайковского в его «Пиковой даме» «озоном еще более чудесной повести Пушкина — вот задача, решение которой взял на себя Малый оперный театр в Ленинграде».
Результатом был спектакль, который вполне справедливо был назван критиком В. Городинским «одним из крупнейших событий в истории оперного театра».
Вс. мейерхольд перекроил партитуру, переставил сцены и вырезал фрагменты, которые не укладывались в его новую концепцию.
В «Пиковой даме» режиссер впервые применил совершенно новый принцип создания пластического рисунка актерской игры в музыкальном спектакле — принцип контрапунктического несовпадения движения и музыки.
«Вряд ли был в истории театра другой режиссер, который мог сделать все это, сохранив в полной неприкосновенности музыкальные формы оперы. Трудно даже вообразить, какую яркую творческую индивидуальность должен был иметь такой режиссер, какое чувство меры, какую культуру и какую музыкальность. Вот это последнее качество было чрезвычайно важным, и тут Мейерхольд не имел себе равных среди великих мастеров драмы…» (Ю.Б. Елагин).
Спектакль имел невероятный успех: он продержался в репертуаре два с половиной сезона и был сыгран 91 раз. Сняли постановку в 1937 году, когда начались гонения на режиссера.
«Пиковая дама» стала последней завершенной работой Мастера сцены Всеволода Мейерхольда.
На 2 фото — Самосуд С.А. (дирижер), Вельтер Н.Л. (Графиня), Мейерхольд В.Э. (режиссер), Пичугин И.Е. (Герман) и Соколова А.И. (Лиза) после спектакля «Пиковая дама». Гастроли Малого Ленинградского Государственного оперного театра в Москве. 1936 год.
Из фондов «Государственного центральный театральнго музея имени А.А. Бахрушина» (Театральный музей им. А.А. Бахрушина, ФГБУК ГЦТМ).