Меню Закрыть

99 лет со дня рождения Пьера Паоло Пазолини

2021 03 05 Pazolini 99 250

5 марта исполняется 99 лет со дня рождения итальянского режиссера, поэта, прозаика, сценариста Пьера Паоло Пазолини.

 

Он получил литературное образование в Болонском университете. Пишет более 15-ти сценариев к фильмам Бернардо Бертолуччи, Мауро Болоньини. А успех кинокартин Федерико Феллини «Ночи Кабирии» и «Сладкая жизнь» подвигает сценариста на создание собственных режиссерских работ.

 

В 1960 году выходит первая лента Пазолини – «Аккатоне» («Нищий»). Сценарий написан по собственному роману. Фильм, как и все последующие, поражает своей почти документальной достоверностью. Неореализм Пазолини шокирует зрителя ничем не прикрытой грязью, жестокими подробностями жизни низов общества.

 

Киноновелла «Овечий сыр» была воспринята Ватиканом как глумление над христианством и привела к скандалу и условному тюремному сроку. А в 1964 году Пазолини снимает «Евангелие от Матфея». Фильм получает награду Венецианского фестиваля и Премию кинокритиков США. На роль Марии режиссер приглашает свою мать. И в последующих фильмах наряду с профессиональными актерами будут задействованы непрофессионалы.

 

В своем творчестве Пазолини обращается к мифологии и античной литературе. Так, действие трагедии Софокла «Царь Эдип» переносятся в реалии современного мира. По-своему толкуется история Медеи.

 

В 1970-е годы появляется цикл кинокартин «Трилогия жизни»: «Декамерон» по мотивам новелл Дж.Боккаччо, «Кентерберийские рассказы» Дж.Чоссера, «Цветок тысяча и одной ночи».

 

Следующим по задумке автора должен был стать цикл «Трилогия смерти». Пазолини снимает первый фильм «Сало, или 120 дней Содома». Режиссер переносит действие романа Маркиза де Сада в 1944 год, в фашистскую республику Сало на север Италии. Этому неоднозначному фильму суждено было подвести итог творчеству режиссера. Ночью 3 ноября 1975 года его зверски убивают.

 

«Что такое облака?» – короткометражная киноновелла Пьера Паоло Пазолини 1967 года. По ее мотивам в 2007 году в Театре Доктора Дапертутто поставлен спектакль. Время действия перенесено из 1960-х годов в наши дни. Место действия не определено – это могло происходить, где угодно. История, придуманная итальянским режиссером, прекрасно вписывается в концепцию театра масок. На сцене марионетки, кукловод, в котором угадываются черты величайшего режиссера театра марионеток Резо Габриадзе, и обыкновенные обыватели.

 

Нет смысла пересказывать сюжет. Лишь вспомним слова персонажа Пазолини, лежащего на городской свалке и любующегося проплывающими в бесконечном синем небе облаками: «Ах, мучительная и дивная красота мирозданья…»