В этот день, 15 июня 1924 года, ровно 100 лет назад, в Большом зале Ленинградской консерватории состоялась премьера политобозрения «Д.Е.» («Даешь Европу!»). Режиссер-постановщик — Всеволод Мейерхольд.
Литературной основой этого агит-скетча стала пьеса, написанная М. Подгаецким по мотивам романа «Трест Д.Е.» И. Эренбурга и отчасти романа «Туннель» Б. Келлермана.
Спектакль строился на противопоставлении молодой, полной здоровья, спокойной уверенности и бодрости культуры Советской республики и гнилой, разлагающейся «цивилизации» Запада. Необычной была сценография — движущиеся стены, напоминавшие щиты товарных вагонов.
Постановку отличала тотальная актерская трансформация: многие играли, мгновенно перевоплощаясь, по несколько ролей. В спектакле 95 образов создавали 44 актера. Виртуозом актерской трансформации был юный Эраст Гарин. К стальному королю мистеру Джебсу (артист А. Темерин) один за другим приходили семь изобретателей. Все семь ролей сыграл Гарин, демонстрируя искусство молниеносных перевоплощений.
Впервые на русской сцене в спектакль был введен джаз-банд, организованный поэтом В. Парнахом (саксофон, ксилофон, рояль, скрипка, контрабас, большой барабан, шумовки и целый набор мелких ударных). В этом джазе пианистом был будущий кинодраматург Евгений Габрилович. Из-за одного только джаза в течение двух лет нелегко было достать билеты на «Д.Е.».
Фото 1 — афиша премьеры спектакля «Д.Е.», 15-16 июня 1924 г., ТИМ.
Фото 2 — сцена из 2-го эпизода «Размножайтесь разумно»; Твайфт — И. Ильинский, слуга Твайфта — В. Маслацов. Спектакль «Д.Е.», ТИМ, 1924 г. Из архива ЦТИ «Дом Мейерхольда».
Фото 3 — Борис Захава в роли председателя французского парламента. Спектакль «Д.Е.», ТИМ, 1924 г. Из архива ЦТИ «Дом Мейерхольда».