Сегодня исполняется 100 лет со дня постановки Всеволодом Мейерхольдом спектакля «Доходное место» в театре Революции (ныне — Театр им. Вл. Маяковского).
В начале 20-х годов прошлого столетия А.В. Луначарским был выброшен в театральный мир лозунг «Назад к Островскому!». Конечно, это не было примирением со старым театром, но при отсутствии качественного современного репертуара и при понимании драматургии А.Н. Островского как «обличительной» лозунг сыграл свою вдохновляющую роль.
Мейерхольд стремится поставить Островского современно, то есть довольно «обличительно», с использованием эксцентрических приемов, укрупнением социальных мотивов.
«Доходное место» Мейерхольд построил в стиле «фантастического реализма» — он увидел в пьесе Островского не бытовую комедию, а романтическую драму, рассказывающую о трагической судьбе двух влюбленных — Жадова и Полины. Людей с чистым сердцем и светлыми мечтаниями, но обреченных на нравственную гибель в холодном и рассудочном мире мещан, плутов, растлителей.
Спектакль завершала финальная сцена, в которой именно этот мир стяжателей рушился. За этой катастрофой просвечивала гибель всей старой России — так тема современности настигала пьесу Островского. И с разрушением этого мира у героев появлялась надежда.
Весь спектакль был построен на контрасте тонов — один из них (темный) представлял образы мещан, другой (светлый) — лирические образы главных героев. Полина, которую играла Мария Бабанова, вырастала в прекрасный поэтический образ. Искренность, открытость и щедрость сердца пленяли публику в бабановской героине.
«Доходное место» держалось в репертуаре Театра Революции до сезона 1927/28 годов. Весной 1926 года Мейерхольд требовал, чтобы театр снял этот спектакль.
«Большинство актеров, мною обученных, в составе труппы названного театра давно уже нет. Я, ставя пьесу, как и полагается режиссеру, всегда строго координирую образы ролей с данными актеров, их выполняющих», — писал он в журнале «Афиша «ТИМ» (№1 — 1926), который издавался при Театре им. Вс. Мейерхольда.
Спектакль был возвращен в репертуар 22 апреля 1932 года.
«Театр Революции возобновил старую постановку «Доходного места», сейчас обновленную и местами переделанную Вс. Мейерхольдом», — сообщала 12 мая 1932 года «Литературная газета».
На фото — журнал «Афиша «ТИМ», №1-1926 г. (из архива «Дома Мейерхольда»).