Меню Закрыть

День из жизни мейерхольда: 24 ноября 1922 года

В этот день, ровно 100 лет, в театре ГИТИС состоялась премьера спектакля «Смерть Тарелкина» по пьесе А.Сухово-Кобылина.

Спектакль шел без занавеса, декораций, с погашенной рампой. Все актеры играли без грима и париков, только Тарелкин имел подобие парика – белый и черный клеенчатый пузырь. Костюмы были из одинаковой синей парусины. Вся мебель выкрашена в белую краску. Все было шуточное.

Посреди сцены стояла гигантская мясорубка, куда сажали Брандахлыстову. В конце пьесы Тарелкин пролетал на тросе через всю сцену, и в него палили из револьверов. На сцене стояли предметы с цирковыми трюками. Стул стрелял, когда на него садились. Стол складывался, когда на него опирались, и потом сам на пружинах вскакивал с пола и становился правильно.

Замысел был такой: все должно выглядеть цирково, смешно, издевательски однообразно и вместе жутко и обидно.

Сергей Эйзенштейн, режиссер-лаборант спектакля, писал: «Мейерхольд ставит пьесу в тонах яркого гротеска, местами переходящего в чистую клоунаду. Этим же приемом обойдены и самые «опасные» места пьесы, которые в натуралистическом плане неминуемо производят тягостное впечатление, такие как допросы Тарелкина, финал пьесы. Клоунада обусловила все задания на обстановку и аксессуары».

1 фото – Премьерная афиша спектакля «Смерть Тарелкина».
2-3 фото – Сцены из спектакля.
4 фото – Костюм Тарелкина, эскиз В.Степановой.
5 фото – Мебель к спектаклю «Смерть Тарелкина».
6 фото – Варвара Степанова за созданием мебели к спектаклю.