120 лет назад, 26 сентября 1904 года, открылся тбилисский (тифлисский) сезон «Товарищества Новой Драмы» под управлением Всеволода Мейерхольда.
В продолжение сезона, который длился почти шесть месяцев, труппа «Товарищества Новый драмы» показала тбилисцам более шестидесяти постановок, большинство из которых было повторением мхатовского репертуара.
В здании «Артистического общества» была показана пьеса А.П. Чехова «Три сестры» — своеобразная заявка о приверженности мейерхольдовской труппы к Московскому Художественному театру.
Первый спектакль труппы Всеволода Мейерхольда оправдал ожидания тбилисского зрителя. Постановка заинтересовала его не только новизной внешнего решения, например, смелостью мизансцен, когда актеры «садились, размещались на сцене не всегда лицом, а и спиной к публике», но и тем, что она утверждала новый, в отличие от установленного, взгляд на театр.
«До сих пор мы шли смотреть актеров, а теперь нас приглашают смотреть прежде всего пьесу, т.е. теперь на первый план выдвигается не индивидуальность непосредственного творчества, а совокупность художественного восприятия», — отмечалось в те дни в газете «Кавказ».
Возникает вопрос: почему Мейерхольд, которого, как известно, не вполне удовлетворяла творческая платформа Художественного театра, стал пионером ее пропаганды? Опираясь на доводы его ближайшего соратника Алексея Ремизова, можно предположить, что Мейерхольду, «возможно, надо было пройти железный режим Станиславского, возбудиться его огромным художественным чутьем, усвоить его метод, чтобы, преодолев школу, открыть в себе нечто новое». Следовательно, ставя спектакли «по мизансценам МХТ», Мейерхольд искал свой собственный творческий путь.
На фото — Труппа «Товарищества Новой драмы», г. Тифлис (Тбилиси), 1906 г.
Вс. Мейерхольд во втором ряду пятый слева.
Фотография из архива Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина.