В этот день Вс.Мейерхольд посещает Николая Островского. 32-летний писатель с 1927 года прикован к постели неизлечимой болезнью. Мейерхольд сообщает о начале работы над инсценировкой романа «Как закалялась сталь». Спектакль получает название «Одна жизнь» и окажется последней работой режиссера.
Мейерхольд не просто инсценирует роман. Он делает спектакль о его авторе – Николае Островском. Получается спектакль-биография, спектакль-портрет – новый жанр в драматическом театре.
Сам Мейерхольд поясняет:
«Пьесу мы трактуем, как поэму о мужестве и стойкости нашей молодежи. Зритель должен почувствовать трагедию без лишних слов о трагизме».
Главным действующим лицом становится не исторический герой, не герой прошлого, не герой легенды, но еще живой человек, прикованный к постели, неподвижный, ослепший, в буквальном смысле выброшенный из жизни. Действующим лицом назвать его трудно – в спектакле он им становится. Роль Павла Корчагина исполняет Евгений Самойлов.
Спектакль «Одна жизнь» готовится к 20-летию Октябрьской революции. Его показывают без зрителей, для руководства всего один раз и тут же запрещают как «идеологически вредный». «Слишком пессимистический», как было дополнительно разъяснено. Зритель так и не увидит постановку. На Мейерхольда началась настоящая травля, что в конечном итоге привело к закрытию его театра.
{gallery}Novosti/2019-2020_Season/2020-04-24_Stal{/gallery}