В 1922 году Вс.Мейерхольд выпускает спектакль по пьесе А.Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Авторский сюжет – мелкий чиновник Тарелкин инсценирует собственную смерть, чтобы сбежать от кредиторов – режиссер решает в духе балагана.
Зрители в зале не увидели декораций, на сцене были только аксессуары, необходимые для игры актеров и выполнения трюков. Так, Тарелкин пролетал над сценой, ножки стола стояли на роликах и разъезжались в нужный момент, у стула опускалось сиденье. Таким образом, реквизит «оживал» и участвовал в спектакле наравне с персонажами.
Такую постановку можно было показывать на любой площадке. Принцип построения спектакля не был плоскостным, его можно смотреть минимум с трех сторон.
Актеры намеренно работали без грима и носили «прозодежду», специально разработанную для нового советского театра. Все же она была неубедительна своей беспредметностью в пьесе, связанной с русским дореволюционным бытом.
Один из рецензентов писал, что лейтмотив постановки – Ужас. Если это и балаган, то балаган – трагический: «Публика охвачена страхом. Ей не до трюков. Она чувствует самое главное: издевку смерти над человеком».
Критика в целом не приняла эту постановку Мейерхольда. Публика же была благосклоннее – спектакль играли два года по 4-6 раз в месяц.
{gallery}Novosti/2020-2021_Season/2020-11-03_ArtNight-03{/gallery}