Николай Робертович Эрдман (1900 — 1970) — советский поэт и драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).
Признание молодому драматургу принесла написанная в 1924 году пьеса «Мандат», постановку которой в 1925 году осуществил Всеволод Мейерхольд в театре своего имени. В одном только ГосТиМе пьеса выдержала более 350 представлений.
Иная судьба ожидала вторую пьесу Эрдмана — «Самоубийца», написанную в 1928 году. В том же году ее принял к постановке Вс. Мейерхольд, но не получил разрешения Главреперткома; в начале 1930-х годов разрешение как будто было получено: в декабре 1931 года пьесу Николая Эрдмана начали репетировать во МХАТе, но спектакль так и не был выпущен; в мае 1932 года к репетициям «Самоубийцы» приступил Мейерхольд в ГосТиМе, но и его спектакль был запрещен на стадии генеральной репетиции.
В 1955 году, когда шел процесс реабилитации Всеволода Мейерхольда, Николай Робертович писал в письме к следователю Б. Ряжскому:
«Станиславский, Немирович-Данченко, Глазунов, Луначарский, художник Головин, люди последующего поколения — Маяковский, Вахтангов, Эйзенштейн — всегда, когда заходила речь о Мейерхольде, говорили о нем как о выдающемся театральном деятеле и блестящем мастере.
Что касается меня, я считаю, и всегда считал, что его спектакли, а еще в большей степени его репетиции, были университетом для драматургов и режиссеров.
Университетом, который воспитал целую плеяду великолепных актеров, ставших впоследствии гордостью многих театров. И произошло это вовсе не потому, что новые театры, в которые они пришли, сумели их перевоспитать, а именно потому, что они сумели принести в эти новые для них театры то, что в них вложил Мейерхольд».