Меню Закрыть

Сочетание конструктивизма и изящества в спектакле «Ревизор» по пьесе Н.Гоголя (1926)

«Ночь искусств – 2021»: Мейерхольд и художники

Начало НЭПа в СССР ознаменовалось премьерой бессмертной комедии Гоголя.

В оформлении спектакля у Мейерхольда возникает идея знаменитых дверей, поворачивающихся на осях: «Им надо придать вид замусоленности, провинциальной пыли, мути, сероватости, как в мутном аквариуме плавают вылинявшие рыбки. Я просил в однотонной гамме зеленовато-коричневой найти всякие комбинации тонов».

«Сцена почти овальной формы, будет отгорожена и близко придвинута к зрительному залу. Вся обстановка – ряд полированных поверхностей красного дерева, на публику смотрят 11 дверей. Стенка на заднем плане может так раскрыться так, что на публику выезжает площадка с полной обстановкой. Тут будет чередование двух площадок, которые позади будут разъезжаться, как трамваи: один поворачивает на одну улицу, другой на другую».

«Главное, к чему я стремился, это простота и отсутствие стилизации».

В «немой сцене» актеры заменяются их скульптурными изображениями. Покидая сцену, все действующие лица спускались по ступенькам в зрительный зал и, взявшись за руки, двигались цепочкой – сначала вдоль стены, заворачивали в центральный проход, затем исчезали в фойе.

Владимир Дмитриев, один из художников спектакля: «Мейерхольд сочиняет спектакль как автор, и художник тогда растворяется в этом авторском замысле, отдавая спектаклю лучшие свои силы, но не вымирая сам. Другие режиссеры стремятся скрыться за автором пьесы, за художником, за актером».

 

 

 

 

 

Фрагмент записи спектакля «Ревизор» в постановке Всеволода Мейерхольда можно посмотреть ЗДЕСЬ.