Меню Закрыть

Стиль урбанистического и агитационного спектакля (1923)

«Ночь искусств – 2021»: Мейерхольд и художники

СТИЛЬ УРБАНИСТИЧЕСКОГО И АГИТАЦИОННОГО СПЕКТАКЛЯ (1923):
«Человек-масса», художник Виктор Шестаков

«Тиара века», художник Любовь Попова

В спектакле «Человек-масса» по пьесе Эрнста Толлера впервые в современном театре утверждается стиль урбанистического агитационного спектакля. Словно заводные куклы мечутся по изломанным, разбросанным по сцене площадкам конструкции банкиры в цилиндрах и фраках. С возвышения кричит биржевой маклер. В воздухе вспыхивают электрические курсы акций. Пляшут танцовщицы варьете… внезапная остановка, тишина.

Рубильник выключает свет, и выхваченное узким лучом прожектора на сцене возникает лицо Женщины – героини трагедии. На высоких мостиках и площадках расположены группы рабочих в сине-черных «прозодежных» костюмах. Масса берет приступом площадки и бастионы конструкции, растекается по лестницам. Разбивается на отдельные группы, снова собирается в одно целое, подчеркивая своими движениями смысл и характер отдельных эпизодов разыгравшегося социального конфликта.

Действие спектакля «Тиара века» по пьесе Поля Клоделя развертывается на подвесной площадке и подвесных поднимающихся и опускающихся тротуарах. Это дает возможность планировать фигуры на разных высотах, передвигая их не только по горизонтали, но и по вертикали. Для эффектов внезапных появлений применены лифт и веревочная лестница.

Место дирижера займет режиссер, ведущий спектакль, который помимо дирижирования шумом будет иметь в своем распоряжении сигнализационный аппарат, при помощи которого он распоряжается рабочими на подъемниках, лифтах, помощниками режиссера и электротехниками. Источники света установлены не только на сцене, но и в зрительном зале.

 

 

 

 

 

ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ ШЕСТАКОВ (1898-1957)

Советский график, живописец, сценограф, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1948).

Оформил 140 спектаклей. Себя он называл не художником-декоратором, а художником-агитатором. При оформлении спектаклей вместо холста и красок применялись дерево и металл, вместо костюмов прозодежда, вместо бутафории – реквизит, составленный из подлинных вещей.

Утверждая вслед за Мейерхольдом принципы конструктивизма, Шестаков строил единые установки, трансформирующиеся с помощью смены деталей, состоящие из станков, площадок, лестниц. Вспоминая о своей совместной работе с Мейерхольдом, Шестаков писал: «Этот период научил меня решать спектакли в объемно-пространственной форме, учитывая объем сцены, трехмерную фигуру актера, научил чувствовать динамику действия, владеть ритмом и пространственной композицией».

Пройдя через увлечение конструктивизмом, Шестаков обращается к многообразию живописных и графических форм. Однако суровая, лаконичная простота остается основой стиля художника. «Мишура на сцене – бедность мысли» – таково его кредо. Осмысленная жизнь каждой детали на сцене вот к чему стремится Шестаков.

 

 

 

 

 

ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА ПОПОВА (1889-1924)

Русский и советский живописец, художница-авангардистка (супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм), график, дизайнер, театральная художница.

Училась в студии К.Юона в Москве (1908-1909), затем в Париже (1912-1913). Участница выставок. Представительница русского художественного авангарда, с 1914 года близка к кубофутуристам.

Манера художницы воспринимать мир как гигантский натюрморт, воссоздаваемый на полотне или в графическом листе в остроритмичных, декоративно-насыщенных, красочно-звучных формах, в полной мере проявились в произведениях середины 1910-х годов.

Этапным в этом смысле явился цикл «Живописная архитектоника», исполненный в 1916-1918-х годах. Именно разнообразие красочных ритмов отличает эти произведения от более строгого супрематизма Малевича.

В 1920 художница обращалась к сценографии, предваряя в ней стиль компромиссного между модерном и авангардом «ар деко». В 1924 занялась «производственным искусством», разрабатывая рисунки текстиля.