«Ночь искусств – 2021»: Мейерхольд и художники
Наступает 1905 год, организовывается театр-студия на Поварской. Мейерхольд встречается с Николаем Сапуновым и Сергеем Судейкиным – с живописцами, великолепно работающими цветом и владеющими стилем. А самое главное – эти художники хотят делать то, чего раньше не было на сцене. В работе – пьеса Мориса Метерлинка «Смерть Тентажиля».
«Спектакль Метерлинка – нежная мистерия, хор тихих слез, сдавленных рыданий и трепет надежд. Его драма – хор душ, поющих вполголоса о страдании, любви, красоте и смерти. Для Метерлинка нужны костюмы стильные, хоть и вне времени и пространства», – пишет Мейерхольд.
Неглубокая сцена, на которой господствует свет и цвет. Сцена затянута тюлем, создающим дымку, скрывающую контуры. Дымка объединяет фигуры актеров и цветовые пятна сценической живописи.
«Судейкин дал голубовато-зеленое пространство, прекрасный мир. Тут цвели громадные фантастические цветы, красные и розовые. Цветные парики – зеленые и лиловые, лиловые одежды как на фигурах святых, напоминающие туники, гармонировали с декорацией. Сапуновская декорация была в серо-лиловых тонах. Серые служанки появлялись как бы в паутине. На генеральной репетиции К.С. Станиславскому показалось, что на сцене слишком темно. Его команда «Свет!» убила спектакль. Сапунов и Судейкин пытались возражать – бесполезно», – воспоминает актриса Валентина Веригина.
Свет уничтожил всю декорацию, начался разнобой живописи и фигур действующих лиц. В результате – репетиция оборвалась, а постановка не была принята.
Пусть зритель не увидел ни одного спектакля театра-студии на Поварской, но опыт, полученный Мейерхольдом, был бесценен. Он понял, что основная роль в декорации отныне должна принадлежать живописи – ее цветовым аккордам и световой гармонии. А оформление сцены должно быть рассчитано на определенную систему актерской игры, поддерживаться и оправдываться ею.
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ САПУНОВ (1880 – 1912)
Художник-символист формировался как творческая личность на рубеже веков, когда менялось все и вся. Складывались новые эстетические принципы, а искусство начинало осознавать себя главной движущей силой общества.
Сапунов оказался в эпицентре всех перемен, и сам был их участником. В 1893–1904 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, в 1904–1911 – в Академии художеств у А.А.Киселева.
Ученик крупнейших реалистов конца XIX века, он быстро пришел к неопримитивизму, острому гротеску и стал одной из крупнейших фигур русского предавангарда.
Сапунов прожил короткую жизнь – летом 1912 года он утонул в Финском заливе, катаясь на лодке. Художнику шел тридцать второй год. Смерть от воды была предсказана ему еще в ранней юности, и он жил и творил под тяжестью этого предсказания, что не могло не сказаться на его искусстве.