Меню Закрыть

Спектакль «Сестра Беатриса» в оформлении художника Сергея Судейкина (1906)

«Ночь искусств – 2021»: Мейерхольд и художники

В театре Веры Комиссаржевской Мейерхольд ставит спектакль по пьесе Мориса Метерлинка «Сестра Беатриса».

Мейерхольд на первых же репетициях приносил на сцену репродукции с картин Мемлинга, Боттичелли и других живописцев. Актеры заимствовали из этих произведений жесты и движения, часто сливаясь в групповые образы и превращая таким образом переживаемые чувства в их внешние отображения, то есть в их зрелищную форму.

Максимилиан Волошин, поэт: «Я в первый раз за много лет видел в театре настоящий сон. И мне все понравилось в этом сне, и эта готическая сцена, в которой зеленоватый и лиловый камень смешан с серыми тонами гобеленов и которая чуть-чуть поблескивает бледным серебром и старым золотом».

Валентина Веригина, актриса: «В костюмах доминировал приглушенный голубой тон одежд монахинь. До сих пор не понимаю, отчего так «играло» это платье. Я даже не могу сказать, какого цвета было оно: коричневое или темно-серое, но платье казалось красивым. Украшение у ворота придавало нежный оттенок бледному постаревшему лицу Беатрисы. Темный бесцветный тон платья оживлялся синим цветом одежды игуменьи и сестер, окружающих Беатрису».

Виктор Коленда, художник: «Постановка была самой удивительной. Ни Мейерхольд, ни даже сам Судейкин не могли сказать, что представляет собой декорация, внутренний или наружный вид собора. Очень недурно была поставлена толпа нищих, загримированных по старым голландцам. Особенно же хорош был сам Мейерхольд. Он был загримирован под какого-то святого с картины Мемлинга, и давал просто незабываемый образ и лицом, и движением, и позой. Парик Веры Федоровны стоил громадных денег, 300 руб., это были натуральные волосы в один аршин с четвертью длиной».

 

 

 

 

 

 

 

СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ СУДЕЙКИН (1882 – 1946)

Живопись Судейкина – это театральность и балаганность, перекликающиеся с трагизмом. Яркие цвета, резкие позы, вовлечение зрителя в безудержный круговорот толпы и народного танца – все это было особой иронией на «вечные» темы.

Судейкин создавал декорации для постановок Мейерхольда, театра «Эрмитаж», Малого драматического, Русского драматического, театра Комиссаржевской в Петербурге, Метрополитен-оперы в Нью-Йорке.

Его творчество нельзя назвать популярным и общеизвестным. Яркое дарование мастера словно затерялось в творческом фейерверке талантов на рубеже XIX-ХХ веков. Судейкин был современником таких гениев как Врубель, Серов и Петров-Водкин, его становление проходило в эпоху расцвета символизма и ошеломляющего явления авангарда.