Меню Закрыть

Спектакль «Дон Жуан» в оформлении художника Александра Головина (1910)

«Ночь искусств – 2021»: Мейерхольд и художники

Совместно с Александром Головиным в Петербургских Императорских театрах было поставлено 16 спектаклей – оперных и драматических. До Мейерхольда Головин не встречался с такой сильной режиссурой. Мейерхольд сам сочинял весь спектакль и предлагал художнику конкретные задания. Его новаторство состояло в объединении сцены и зрительного зала, в выдвижении на первый план актера при изобильной декоративной среде.

За полтора года до премьеры «Дон Жуана» по пьесе Ж.-Б. Мольера Головин получает от Мейерхольда подробнейшее задание, где было расписано все, до мельчайших подробностей – начиная от эпохи, стиля, решения пространства сцены, функционирования просцениума до меблировки и установки освещения.

Художнику остаются «свободные зоны»: количество и характер мебели, разработка костюмов. Головин привносит в спектакль: свой знаменитый орнаментализм, чувство света, композиционное мастерство, ощущение глубины сцены и чувство стиля.

Спектакль играется без занавеса. Яркий свет заражает пришедших праздничным настроением. Сотни восковых свечей. Арапчата, шныряющие по сцене, то поднимая выпавший из рук Дон Жуана кружевной платок, то подставляя стулья актерам. Арапчата, подающие актерам фонари, когда сцена погружается в полумрак. Арапчата, убирающие со сцены плащи и шпаги. Арапчата, созывающие публику треньканьем серебряного колокольчика, и при отсутствии занавеса анонсирующие об антрактах.

Сцена разделена на два плана. Первый – просцениум с сильно выдвинутой на публику авансценой. Рампы нет. Суфлерской будки нет. Второй – задняя часть сцены, которая предназначена исключительно для живописных полотен, мест, куда актеры не входят, за исключением финальной сцены – сгорание Дон Жуана.

Александр Головин: «На Дон Жуане был великолепный парик с локонами золотистого оттенка. Ленты, банты, и кружева на нем трепетали и как бы вспыхивали. Костюм он носил с исключительным совершенством и был обворожителен, жеманен в меру, слегка вычурен, подлинный актер времен Людовика».

 

 

 

 

 

 

АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГОЛОВИН (1863-1930)

Художник, сценограф, декоратор, народный артист Республики (1928), действительный член Академии художеств (1912).

С детства обнаружил абсолютный музыкальный слух, серьёзно занимался игрой на рояле и пением. Увлечение изобразительным искусством проявилось в старших классах гимназии. В дальнейшем музыкальность серьёзным образом скажутся в художественных работах Головина, живописные работы которого современники выразительно охарактеризовали как «музыку для глаз».

Живописи учился в Москве и Париже. Для произведений Головина характерно стремление к целостности художественного образа спектакля. Эскизы декораций, костюмов, бутафории отточены в каждой детали, пятна тонко нюансированных оттенков цвета ложатся друг подле друга, подобно мозаике.