Павел Александрович Марков (1897-1980) – советский театральный критик, режиссер, теоретик театра, педагог, один из крупнейших отечественных историков театра.
– Театр для Мейерхольда был призванием, философией, ответом на мучительные размышления над вопросами жизни и искусства. И основным пафосом, смыслом его творчества была поэзия театра и поэзия эпохи.
Не было человека, который мог бы спокойно относиться к Мейерхольду. Его признавали или не признавали. Но и сам он никогда не оставался равнодушным. Он любил или не любил, принимал или не принимал, но никогда не появлялся на сцене, на репетиции, на зрителе безразличным. Мейерхольд мог дерзко высмеивать, он умел убивать своим сарказмом врагов, но порой наряду с патетикой в спектаклях звучала мощная, мужественная человеческая нежность, которая в нем неизменно жила. Он отдавал себя всего театру. Это было самосжигание сердца, фантазии и ума.
Павел Марков родился 22 марта 1897 года в Туле в семье потомственных дворян. В 1912 году семья переехала в Москву.
В 1921 году Марков окончил историко-филологический факультет Московского университета. Театральную деятельность начал в 1920 году в Студии сатиры. С 1919 года выступал как критик, рецензент, очеркист.
В 1923-1924 годах вел режиссерско-педагогическую работу в 3-й Студии МХАТа. В 1925-1949 годах заведовал литературной частью МХАТа.
В 1933-1944 годах был заведующим художественной частью, а с 1944 по 1949 год – художественным руководителем МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
В 1955-1962 годах являлся режиссером МХАТа.
С 1939 года преподавал в ГИТИСе, с 1943 года – профессор, доктор искусствоведения.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944), лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1966), кавалер ордена Ленина (1948).